Нос орган обоняния

Зачем человеку обоняние. Как устроен нос

Нос орган обоняния

Почему мы чувствуем запах. Как устроен нос. Зачем нам самая выдающаяся часть на лице. Почему нужно лечиться ароматами. Как запахи влияют на человека. 

Вы когда-нибудь задумывались, почему запах так тесно связан с памятью?

Почему он может очень быстро перенести вас в прошлое?

Почему в воображении всплывают картинки из детства или просто какие-то приятные моменты? Запахи с легкостью влияют на ваши восприятия и эмоции.

Организм с помощью обоняния моментально получает сигнал об опасности, вреде, пользе, о возможности расслабиться или получить удовольствие.

 И какие же запахи в современном мире преследуют нас? Какие реакции они способны вызвать в нашем сознании и в нашем организме? Живем ли мы с чувством страха, желанием спрятаться, предчувствуя беду, или ощущаем удовольствие и радость от вдыхаемых ароматов? К сожалению, в нашем мире мы гораздо чаще дышим продуктами урбанизации и выделениями промышленных предприятий. Понятно, что нужно чаще бывать на свежем воздухе, в лесу, ездить на дачу, в общем общаться с природой. Но как быть, если отпуск всего 2-3 недели в году, а дача в черте города? 

То, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов.

Обоняние – одно из самых сильных чувств человека, потому что оно контролируется одной из самых глубинных частей мозга, той частью, которая была хорошо развита у наших предков. Эта часть несет ответственность за сон, сексуальные реакции, голод, жажда, память. Древние люди целиком зависели от своего носа.

Запах предупреждал о появлении хищника, указывал на источник пищи, так же помогал выбрать брачного партнера. У современного человека со временем развились другие части мозга, отвечающие за интеллект, творчество, речь, навыки. Но то, что мы наследовали от своих предков, никуда не исчезло. Конечно, есть чисто реактивные вещи, основанные на прошлом негативном опыте.

Например, если вы расстались с любимым человеком, который пользовался определенным ароматом, и для вас это было огромной потерей, то если этот запах вам встретится, вы будете чувствовать себя не комфортно. И напротив то, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов.

Поэтому многие антидепрессанты делаются из летних цветов розы, жасмина, лаванды, герани, ванили… Эти растения вызывают ассоциацию с теплом и светом, детством и летним садом.

Как устроен нос.

Обоняние изучено не так хорошо, как другие чувства: зрение, слух, осязание, вкусовые ощущения. Обонятельные нервы находятся в верхней части носа. В отличие от нервов, участвующих в процессе осязания, слуха и зрения, они непосредственно связаны с мозгом. Эти нервные клетки так и называют «клетки мозга, находящиеся вне его».

От каждой обонятельной клетки отходит несколько тонких нитей, называемых ресничками и достигающих слизистой оболочки носовых проходов. Кончики этих нитей снабжены рецепторами, улавливающими присутствие любого запаха. (На схеме они обозначены цифрой 2б). Внутренняя часть носа всегда влажная, и в этой влаге частицы аромата растворяются.

Обонятельные нервы могут идентифицировать ароматические молекулы только в жидком состоянии. Затем информация поступает в мозг, мы его воспринимаем и осознаем, иногда не осознаем. С изобретением электронного микроскопа ученые внимательно рассмотрели рецепторы на кончиках ресничек. Они все имеют разную форму.

Молекулы пахучего вещества, так же имеют разную форму и размеры. Не нос говорит о том, какой запах он ощущает, он просто передает данные о поступлении молекул. Мозг сам регистрирует все данные и выдает окончательный результат: пахнет розами или кошками.

 Нос может обнаруживать гораздо больше разных запахов, чем ухо может различить звуков — 10000 разных типов обонятельных ощущений.

 Схема устройства органа обоняния.⇒

1.Пахучие молекулы. Аромат вдыхается через пазухи носа.

2. Обонятельный эпителий. Покрыт тонким слоем слизи (20 мкр).

  • 2 а. Аксоны. Отвечают за дальнейшую передачу информации в головной мозг.
  • 2 б. Белки рецепторы.

3. Обонятельная луковица. Отвечает за первичную переработку электрического сигнала.

4. Лимбическая система. В ней происходит анализ запахов и определяется связь с эмоциями.

Обоняние  — это самое мимолетное ощущение. Вначале оно острое, а затем слабеет.  Когда мы долго ощущаем один и тот же запах – восприятие притупляется. Многим людям очень сложно ощущать запахи.

Им трудно получать успехи от ароматерапии, так как они не испытывают эмоциональных реакций от эфирных масел. Но это восприятие можно воспитать со временем. В этом может помочь масло базилика.

 Достаточно время от времени употреблять его в пищу и использовать для ароматерапии в виде ингаляций в очень слабых дозировках. 

Эксперимент. 

Учеными был проведен интересный эксперимент, который очень наглядно показал влияние эфирных масел на организм.

 Цель эксперимента  — выяснить, действуют ли запахи в силу того, что они порождают разнообразные ассоциации, — или же действие запахов связано с тем, что небольшие количества летучих биологически активных веществ попадают непосредственно в кровь через слизистую оболочку носа, богатую кровеносными сосудами? Выяснить это непросто. Но идея была достаточно простой: нужно проверить действие запахов на тех людях, которые…запахов не воспринимают. Отсутствие обоняния, или аносмия, встречается довольно редко и может быть вызвано различными причинами: искривление носовой перегородки, некоторые отравления, иногда это следствие общего ослабления организма или же последствия черепно-мозговой травмы, когда задет обонятельный нерв. У добровольного помощника была как раз посттравматическая аносмия

 …»До начала эксперимента: пульс 72, давление 100 на 80. 

Первое вещество – эфирное масло лимона. Подносит к носу пробирку и исправно вдыхает неощутимый запах в течение трех минут. «Воздух и воздух», — комментирует он. Считаю пульс. Пульс 60, давление 115 на 80. Между прочим, запах лимона считается хорошим тонизирующим. 

Второе вещество – мята, у нее сильный ментоловый запах. Верхнее давление еще немного повышается, пульс и нижнее  давление не изменяются

Третий препарат – иланг-иланг. Пульс 56, давление понижается до 105/80. (Иланг-иланг известен, как сильное седативное средство, используется при сильных эмоциональных расстройствах, снижает давление). Замечу, что нижнее давление в течение всего эксперимента менялось незначительно, в пределах погрешности измерения. 

В качестве четвертого вещества — толченый зубок обычного чеснока. Пульс 64, давление 100/80.

Пятое вещество – розмарин, известный стимулятор нервной системы.  Получено стимулирующее действие! Пульс 76, давление 115/80. 

(шестое) Для контраста достаю — валериану (сухой корень)Давление не меняется, а пульс в течение тех же трех минут снижается до 60 ударов. Между прочим, обычные препараты валерианы, в отличие от пустырника и боярышника, хорошо успокаивают, но при этом почти не понижают давления.

А при некоторых заболеваниях, например, при бессоннице, корень валерианы рекомендуется не пить, а как раз нюхать перед сном. И, наконец, седьмой препарат – эфирное масло базилика, известного и как пряность, и как превосходное лекарственное средство при сосудистых и мышечных спазмах.

Он еще немного снижает пульс до 52 ударов, а давление даже слегка повышается до 120/80.

Выводы:

  • запахи влияют на человека даже в том случае, если он их не воспринимает (следовательно, гипотеза о действии микродоз активных веществ, ближе к действительности)
  • тонизирующее, и успокаивающее действие запахов имеет различный физиологический механизм (и лимон, и розмарин тонизируют, но первый снижает, а второй заметно повышает частоту пульса)
  • влияние запахов на верхнее артериальное давление гораздо заметнее, чем на нижнее, которое зависит от тонуса сосудов»…

Вот и добрались до истины: нос — иногда не самая красивая часть тела, но одна из самых ценных для человека! Дышите на здоровье! 

Ароматолог Ольга Шарова… с любовью

В магазин>>>

Методы и способы применения эфирных масел>>>

Подписывайтесь на видеоканал Живые Ароматы

Следующий пост: Воздействие эфирных масел на восприятия человека. ->

Источник: https://greensashet.ru/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D0%BC-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD-%D0%BD%D0%BE/

Нос

Нос орган обоняния

Самой выдающейся частью на лице каждого человека и в прямом, и в переносном смысле является нос. Тип лица в наибольшей мере определяется именно видом носа. Форма носа очень разнообразна как у людей разных рас, так и в пределах одной расы. Но при всем различии форм человеческие носы устроены одинаково: различают наружный нос и полость носа.

Строение носа

Наружный нос имеет корень – место начала на лице, спинку (с горбинкой и без нее), кончик – верхушку, а также боковые поверхности, заканчивающиеся внизу крыльями.

Крылья ограничивают с боков наружные отверстия носа – ноздри, которые ведут в начальную часть носовой полости – преддверие носа. Последнее выстлано кожей, несущей волосы, сальные и потовые железы.

Остальная полость носа покрыта слизистой оболочкой. Скелет носа образуют кости и хрящи.

Полость носа разделена перегородкой на левую и правую половины. На боковых стенках одна над другой, как свешивающиеся полки, располагаются носовые раковины – по 3 с каждой стороны.

Благодаря наличию носовых раковин поверхность слизистой оболочки, выстилающей полость носа, значительно увеличивается. Под каждой из носовых раковин имеется особый носовой ход.

В нижний носовой ход открывается носослезный канал, в два других – воздухоносные околоносовые пазухи. Пространство между раковинами и носовой перегородкой называют общим носовым ходом.

Строение и функция околоносовых пазух

Связанные с носовой полостью околоносовые пазухи – это своеобразные воздушные «пещеры», расположенные в соседних костях черепа. Они, как и полость носа, выстланы слизистой оболочкой. функция околоносовых пазух состоит в облегчении веса костей черепа, но служат они также резонаторами при голосообразовании. Для постоянного притока воздуха все пазухи соединяются с носовыми ходами.

Самая крупная из пазух – верхнечелюстная (ее также называют гайморовой) – расположена в теле верхней челюсти. Дно ее почти доходит до корней верхних зубов, а верхняя стенка одновременно является и нижней стенкой глазницы.

Лобная пазуха скрыта в толще лобной кости (как раз над переносицей), размеры ее могут значительно варьировать. Тонкая задняя стенка этой плоской пазухи отделяет ее от полости черепа, прямо за ней – лобная доля головного мозга. Другие околоносовые пазухи (клиновидная и ячейки решетчатой кости) также соседствуют с полостью черепа.

Строение носослезного канала

Открывающийся в нижний носовой ход носослезный канал связывает полость носа с глазницей. Стоит взглянуть на плачущего ребенка, чтобы понять значение этого сообщения. Слеза, выделяемая слезными железами, не только увлажняет и очищает поверхность глаза, но, оттекая в полость носа, смачивает и его слизистую оболочку. Именно поэтому если глаза плачут, то «плачет» и нос.

Строение и функции слизистой оболочки носа

Проходя через полость носа, воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли, здесь же происходит восприятие запахов. Слизистая оболочка полости носа приспособлена к выполнению всех этих функций.

(А вот слизистая оболочка полости рта к ним не приспособлена, поэтому дышать ртом не следует.

) Слизистую оболочку полости носа можно разделить на 2 неравные части: большая часть ее связана с дыханием, а меньшая, расположенная вокруг верхнего носового хода, выполняет обонятельную функцию.

Слизистая оболочка дыхательной области выстлана мерцательным эпителием, движения ресничек которого «прогоняют» из полости носа слизь и погруженные в нее пылинки, попадающие с вдыхаемым воздухом.

Колебательные движения ресничек направлены не в сторону ноздрей, а к носоглотке, откуда окутанные слизью пылинки либо попадают в пищевод, либо просто откашливаются. Следует также напомнить, что самым первым барьером на пути крупных частиц пыли являются волосы преддверия носа.

Здесь с помощью секрета сальных и потовых желез из крупных пылинок формируются комочки, которые можно просто высморкать.

Увлажнение воздуха и антибактериальная защита
Вырабатываемая особыми клетками слизистой оболочки водянистая слизь увлажняет вдыхаемый воздух. Она содержит бактерицидные вещества (лизоцим, муцин и др.

), убивающие болезнетворные микроорганизмы. Интенсивность секреции усиливается, если воздух слишком сухой.

А если с воздухом в нос поступают раздражающие вещества, то для их разбавления и ускоренного выведения усиливается поступление в полость носа слез по носослезному каналу.

Механизм терморегуляции
Под слизистой оболочкой полости носа располагается большое количество кровеносных сосудов, особенно много венозных сплетений. Эти сосуды способны быстро менять свой диаметр, то есть становиться шире или уже.

Если вдыхаемый воздух холодный, сосуды расширяются, приток крови увеличивается и усиливается отдача тепла воздуху – он согревается. Если же вокруг жарко, сосуды суживаются и слизистая оболочка «остывает».

Особенно важна роль этого механизма в зимнее время, когда дыхание через рот может привести к простудным заболеваниям, бронхитам, воспалению легких.

Реакция на раздражители
Слизистая оболочка легко набухает под влиянием различных раздражителей, что приводит к заложенности носа и изменению тембра голоса.

При насморке отек слизистой оболочки уменьшает объем околоносовых пазух, отчего их резонаторные свойства меняются и голос теряет привычный тембр, становясь глухим и гнусавым.

Кроме того, в слизистой оболочке находится множество нервных окончаний, при раздражении которых пылевыми частицами возникает защитная реакция – чихание, приводящее к выведению этих частиц из полости носа.

Как устроено обоняние

В глубине носовой полости, вокруг верхнего носового хода расположена обонятельная область слизистой оболочки. От соседней дыхательной области она отличается желтоватой окраской и отсутствием ресничек.

Зато здесь много похожих на улитку образований, представляющих собой особые нервные клетки (рецепторы), ответственные за восприятие запахов. От них раздражение передается по обонятельным нервам в головной мозг, где анализируется.

Ноздри неслучайно находятся на нижней поверхности наружного носа – именно такое их положение позволяет вдыхаемому воздуху сразу попадать к рецепторам обонятельной области.

Человек обладает способностью чувствовать ничтожные примеси к воздуху некоторых веществ. По оценкам ученых, человек может дифференцировать 4–10 тысяч запахов. Однако индивидуальные различия в способности воспринимать запахи очень велики. Людей, наделенных поразительно тонким обонянием, высоко ценят как дегустаторов и парфюмеров.

Заболевания слизистой оболочки носа

Ринит
Слизистая оболочка полости носа выполняет многообразные функции. Однако ее деятельность может быть нарушена. Самой частой причиной нарушения почти всех функций слизистой оболочки является ринит (rhinos – нос, -itis – воспаление).

Острое воспаление слизистой оболочки может развиться в результате переохлаждения, воздействия вируса или механического раздражителя (пыли, резкого запаха и даже табачного дыма). Слизистая оболочка отекает, выделение слизи усиливается, дыхание затрудняется, обоняние снижается.

Человек ощущает щекотание в носу, жалуется на заложенность носа, головные боли, жидкие прозрачные или густые зеленоватые (если присоединяются гноеродные бактерии) выделения из носа, чихание.

Выздоровление наступит лишь через несколько дней, а если человек курит или у него снижен иммунитет, то избавиться от болезни значительно сложнее. Выделяют так называемый вазомоторный ринит, который развивается как аллергическая реакция на определенные вещества: пыль, пищевые продукты, шерсть животных и т. д. При этом заболевании выделения из носа всегда жидкие и прозрачные.

Гайморит
При простудных заболеваниях инфекция может из полости носа проникать в околоносовые пазухи, вызывая их воспаление. Причиной гайморита (воспаление верхнечелюстной пазухи) может быть и патология зубов.

При воспалении пазух ощущаются тяжесть в них, сильная заложенность носа, боль, отмечаются гнойные выделения из носа. Воспаления пазух опасны в силу своей близости к таким важным органам, как головной мозг и глазное яблоко.

При запущенном процессе гной способен разрушить костные стенки пазух, что может привести к катастрофическим последствиям.

Еще раз о вреде курения

Особо следует сказать о влиянии на слизистую оболочку полости носа вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Прямое раздражающее воздействие оказывают табачные смолы и аммиак. Аммиак, легко растворяясь в воде, образует щелочной раствор, известный под названием нашатырный спирт.

Сначала раздражение аммиаком или табачными смолами приводит к повышенному выделению слизи, с помощью которой при чихании или кашле удаляются вредные частицы, но со временем функция самоочищения слизистой оболочки у курящих нарушается.

Раздражение слизистой оболочки после выкуривания каждой сигареты постепенно приводит к развитию в ней воспалительного процесса.

Особенно неблагоприятно влияет курение (как активное, так и пассивное) на органы дыхания детей и подростков, так как их развитие еще не завершено.

По сравнению со взрослыми слизистая оболочка полости носа у детей более тонкая, нежная, сухая, богаче снабжена кровеносными сосудами и легкоранима. Кроме того, носовые ходы у детей гораздо уже, а околоносовые пазухи окончательно формируются лишь к 15 годам.

Все это создает у курящих детей и подростков условия для быстрого развития воспалительных процессов в слизистой оболочке полости носа и других дыхательных путей.

Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН

Источник: https://www.medweb.ru/encyclopedias/anatomija/article/nos

Конспект образовательной деятельности «Нос — орган обоняния»

Нос орган обоняния

Анна Зыкова
Конспект образовательной деятельности «Нос — орган обоняния»

Цель:

Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить детей с анатомическим строением носа человека, его функциями, назначением и взаимосвязи с другими органами;

2. Познакомить детей с индивидуальными средствами защиты дыхательных органов.

Оздоровительная:

1. Научить детей методу точечного массажа носа и дыхательной гимнастики;

2. Учить сохранять и укреплять свое здоровье.

Развивающая:

1. Развивать и обогащать словарный запас детей;

2. Учить высказывать свою точку зрения;

3. Развивать мышление, воображение.

Воспитательная:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к высказываниям друг друга.

Предшествующая работа:

Рассмотреть с детьми познавательную литературу по теме «Человеческий организм»; обратить внимание на состояние своего здоровья.

Словарная работа:

Обоняние, орган, дегустатор, аромат, респиратор, противогаз, ядохимикаты, отоларинголог (лор).

Материал:

Картинка с изображением человеческого носа в разрезе; коробка с предметными картинками (роза, шишка, кубики, маска, машинка и др.); освежитель воздуха с ароматом «Лесных ягод» или «Пихты».

Стаканчики (закрытые крышечками) с наполнителями: давленый чеснок, растворимый кофе, цедра апельсина, тертый огурец, давленый лук, ватки с ароматами духов; гигиенические палочки, противогаз, респиратор, медицинская повязка.

Ход образовательной деятельности

До начала занятия воспитатель распыляет освежителем воздуха в группе (аромат земляники или пихты, для создания проблемной ситуации и вместе с детьми рассуждает о запахе, который присутствует в группе.

– Ребята, чем это у нас здесь пахнет? Что он вам напоминает?

– А с помощью какого органа вы это определили? (с помощью носа)

– Давайте я вам расскажу об этом удивительном органе – носе.

Воспитатель предлагает детям отправиться «в путешествие», в глубь человеческого организма, используя схему строения носа.

Краткая информация воспитателя детям.

– Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).

– Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие.

А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливаю эти запахи, и передают их в мозг.

И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть – обоняние. Повторите это слово (обоняние).

Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение.

С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам.

Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.

Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «дегустаторов», но

перед началом игры проводит обучение детей дыхательным упражнениям.

(Уточнить с детьми значимость этих упражнений.)

№1 Упражнение: «Ладошки»

И. п.: стоять ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки раздвинуты к зрителю.

На счет: «Раз» – делаем хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки) и одновременно с движением – шумно (на всю комнату) шмыгаем носом. Вдох делаем резкий, короткий, активный. Сразу же после шумного короткого вдоха – ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно через нос или через рот (кому как удобно). (Повторить несколько раз.)

№2 Упражнение: «Обними плечи»

(Вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти».)

И. п.: стоять ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет: «Раз»«Швырнули» руки на встречу, друг к другу до отказа – вдох (руки сойдясь локтями, образовали с телом треугольник).

Сразу же после этого согнутые в локтях руки сами разошлись в стороны. Но не так широко, как в и. п., образуя как бы квадрат локтями.

При этом – выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот. (Повторить несколько ра. з)

№3 Упражнение: «Нос в бок»

Массаж носа в стороны, вверх-вниз.

№4 Упражнение:

«Пение носом» – глубокий вдох, на выдохе произносить звук: «М-м-м»

Воспитатель приглашает детей к игре «Дегустаторы». (На столе расставлены стаканчики с наполнителями и накрыты крышками, чтобы не улетучивался запах: сок чеснока, лука, огурца, кофе, цедра апельсина.)

Игра –эксперимент «Дегустатор».

– Ну, что уважаемые «дегустаторы», наденьте белые халаты, шапочки, бахилы на ноги. Не забудьте помыть руки (дети имитируют все движения).

– Готовы? Прошу вас пройти в «лабораторию». Предлагаю вам изучить «новые» ароматы.

(На столе расставлены стаканчики (закрытые крышечками) с наполнителями: сок чеснока, огурца, лука, цедра лимона, раствор кофе, ватки с ароматами духов. Также стоит баночка с гигиеническими палочками).

Дети окунают в стаканчик палочку и определяют аромат: какой он, что можно сделать с этим ароматом, где можно его использовать, полезен ли он человеческому организму и т. д. Затем другой палочкой определяют аромат из другого стаканчика и т. д.

Воспитатель с детьми обсуждает запахи их применение и назначение.

– Молодцы! Хорошо справились с заданием. Настоящие «дегустаторы» и обоняние хорошо у вас развито. Вам все эти запахи нравятся? (Дети обсуждают.)

Краткая информация воспитателя детям.

– В мире существует очень много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья.

Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма.

При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.

– Что же могут вызвать у человека эти опасные запахи? (удушье, аллергию, воспаление слизистой носа и т. д.)

Знакомство с индивидуальными средствами защиты.

Воспитатель показывает на другом столе различные виды защитных масок: мед. повязка, респиратор, противогаз.

– Может кто-то из вас знает, что это такое? (дети говорят, воспитатель уточняет)

1. Это медицинская повязка – она защищает человеческий организм не только от микробов и вирусов, находящихся в воздухе, но и от неприятных запахов: гнили, химикатов, чистящих средств.

2. Это респиратор – им пользуются маляры, строители при работе с красками, растворителями, бензином и др. веществами.

3. Это противогаз – при загрязнении воздуха ядовитыми газами, а также во время пожара от едкого дыма, им пользуются пожарники. Зараженный воздух проходит через фильтр, там он очищается от ядовитых частиц, пыли, и чистым проходит через трубку к нам в легкие.

– Тяжело дышится в этих масках, но зато, какая это защита.

– Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.

Эксперимент.

– Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит.

Зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».

– Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента)

Воспитатель помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.

Расширение знаний о предмете (нос) в форме беседы.

(С помощью картинки с изображением носовой полости дети знакомятся с взаимосвязью с другими органами: глаза, уши, горло)

– Нос связан и с другими органами. Сколько различных ходов в носовой полости. Воздух попадает в легкие через глотку, и поэтому надо стараться дышать через нос, а не через рот, т. к.

грязные частички, микробы, находятся в воздухе, застревают в начале носового отверстия и смазываются слизью.

Накопившуюся слизь мы высмаркиваем в носовой платок, а еще воздух, проходящий через носовой проход, прогревается и попадает в легкие уже теплым.

Эксперимент.

– Попробуйте подышать, сделайте сначала несколько вдохов ртом, а потом носом. Когда воздух был теплым? (когда вдыхаем через нос)

– Посмотрите, как все связано. Если заболел нос: плохо дышит, все проходы забиты, то что получается? (мы не чувствуем вкус пищи, не ощущаем запахи, плохо говорим)

Обсуждение проведенного эксперимента.

– Если не лечить, то микробы, размножившись в носовой полости, попадают в горло, вызывая воспаление горла; и в ушную раковину вызывая болезнь – отит, а у глаз – конъюнктивит.

– Как решить проблему со здоровьем? (Придется обратиться к врачу – отоларингологу (к лору, чтобы вылечить ухо, горло и нос; и к врачу – окулисту, чтобы вылечить глаза.)

Обучение точечному массажу.

– Чтобы не болеть, я вам покажу один секрет. Есть на теле человека различные точки, при массаже этих точек человек может улучшить свое состояние здоровья.

(Воспитатель показывает зоны расположения точек для дыхания. Дети массируют у себя эти точки).

– После такого массажа дыхание у вас будет свободным, будет проходить насморк. Обязательно покажите эти точки своим родителям. Пусть они тоже помассируют свой носик.

– И в заключение нашего «путешествия», я хочу показать вам вот эту небольшую коробочку (в коробке лежат картинки с изображением различных предметов: роза, шишка, кубики, машина и др.)

– Давайте определим, может ли участвовать наш нос в общении с этими предметами (разбирая предметные картинки с детьми, воспитатель еще раз напоминает детям правила обращения со своим организмом, как заботиться о своем здоровье).

– Вот такой у нас с вами удивительный, любопытный и нужный орган – нос. И недаром в народе говорят:

«Береги нос в большой мороз»

«Держи нос по ветру»

«Всякая птица своим носом сыта»

«Нос задирает, а в голове ветер гуляет»

«Не видеть дальше своего носа» и т. д.

– Любите себя, свой организм, прислушивайтесь к нему, следите за своим здоровьем.

Список использованной литературы:

1. М. Н. Щитинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»(издательство: АЙРИС ПРЕСС, Москва 2007г.)

2. Энциклопедия «Тело человека» Вкус и обоняние (издательство: ООО «Де Агустини» 2007г.)

3. Энциклопедия «Все обо всем» Мое тело (издательство: «АСТ», Москва 2002г.)

4. Энциклопедия для детей «Тело человека» (издательство: «Махаон» Москва 2008г.)

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-tema-nos-organ-obonjanija.html

Нос и обоняние

Нос орган обоняния

Нос является самым выдающимся органом чувств и считается самым честным из них. По его кончику в случае сомнения можно прочесть правду. Благодаря своему открытому, незащищенному положению он превратился в особенно выдающуюся и довольно красноречивую область.

Если при выборе пути довериться собственному носу, то кривой нос может запросто вывести на кривую дорожку. Крючковатый нос является гарантией «предательского» характера, изящно трепещущий — говорит О красоте и элегантности, орлиный нос — О смелости и отваге, a толстый, бесформенный нос говорит О грубости и неуклюжести.

Сопливый нос указывает на пренебрежение к миру, возможно, вызванное печалью. Нос, обезображенный бородавкой, напоминает ведьму и ее опасную сущность, в то время как вздернутый нос уводит нас в наполненные любопытством детские годы, когда мы, любознательные и смышленые, стремились выделиться среди своих сверстников.

Этот «вздернутый к небу нос» неразрывно связан в сознании именно с детством, оно наложило на нас свой отпечаток и до сих пор определяет наше поведение в большей степени, чем следует, с точки зрения разума.

Народная молва гласит, что длинный острый нос нескромно во все вмешивается, в то время как круглый красный светящийся нос картошкой у клоуна является символом дерзости и бесцеремонности.

В то время как весь мир пытается незаметно загримировать нос, с помощью пудры и другого макияжа навести глянец и несколько сгладить его резкие контуры, клоуны и шуты специально утрируют размер носа и с удовольствием выуживают на свет всякие двусмысленности, связанные с его длиной, что приводит публику в неописуемый восторг.

Особенно обыгрывается сексуальная тема, ведь не секрет, что в народе принято определять степень мужского достоинства по величине носа. «Чем не молодец, коли нос с огурец», гласит русская пословица. Народная мудрость и здесь оказывается на высоте, так как, действительно, на слизистой оболочке носовой полости расположены рефлекторные зоны половых органов, поэтому любое дотрагивание до носа становится своего рода стимулированием рефлекторных зон этой деликатной области. Это объясняет и то, почему привычка ковырять в носу считается неприличной и от нее трудно избавиться.

По своему значению обоняние, как и вкусовые ощущения, менее важны, чем слух. Обоняние намного старше большого головного мозга. Это один из самых развитых органов чувств. Реагирующий на след, очень чуткий нос издавна отличал зверя. Сегодня мы воротим от этого нос.

Несмотря на то, что мы ходим по земле на двух ногах, да при этом еще и зад¬раем нос, а наш совершенный нюх почти сошел на нет, ноздри все-таки обращены вниз, на материнское чрево и на прозаический, материальный мир. Лишь тогда, когда нас ткнут во что-то носом или будут чем- то навязчиво трясти перед носом, нам можно что-то внушить.

В то время как глаза устроены подобно телевизионной камере, а уши подобны музыкальному инструменту, обоняние основывается на простом физическом касании, происходящем по принципу «ключ-замок». Слизистая оболочка в самой верхней части носовой раковины состоит из 5 млн обонятельных клеток, покрытых чувствительными волосками, которые при касании возбуждаются.

Они исполняют роль «замка», а какое- нибудь ароматическое вещество соответственно является «ключом». Для того, чтобы можно было почувствовать аромат розы, некоторые молекулы-«ключики» розового запаха пытаются отыскать в носу свой «замок». Как только они это сделают, мы сразу же в полной мере почувствуем этот чудесный запах, откроем его для себя в прямом смысле этого слова.

Большую часть вкусовых ощущений мы воспринимаем именно таким образом, аромат пищи также чувствуется благодаря слизистой оболочке обонятельной области. Доказательством этому может служить насморк, при котором совершенно не чувствуешь никакого запаха.

Зрение является результатом восприятия организмом объектов внешнего мира посредством улавливания отражаемых или излучаемых ими электромагнитных волн, слух использует звуковые колебания, а обоняние требует непосредственного физического контакта отправителя с получателем.

Если зрение и слух можно сравнить с современными буквенными письменами, то обоняние и вкус соответствуют древним иероглифическим письменам, где каждое понятие имеет свое изображение. Обоняние – это в высшей степени точный и конкретный тип восприятия, оно проникает не только в тело, но – намного глубже – в нашу душу.

Способность обонять соответствует степени интенсивности психических переживаний. Знакомясь с человеком, нам в первую очередь видны его глаза, звук его голоса учит нас слышать самих себя, с помощью обоняния люди соприкасаются друг с другом.

Находясь в окружении незнакомых людей, мы вначале осторожно «принюхиваемся» к ним до тех пор, пока хорошо их не узнаем; так делали наши предки миллионы лет тому назад. Издавна обоняние связывали с интуицией; до сих пор встречаются люди, которые способны чуять опасность. Их нос настроен на опасные ситуации.

Наше чутье гораздо слабее, чем у зверей, которые чуют не только опасность, но также пищу и партнера. Так называемые примитивные племена и сегодня умеют по запаху находить воду в пустыне.

В поиске партнера и еды наш нос играет гораздо более важную роль, чем мы можем себе представить. То обстоятельство, что у гурмана прежде всего очень чуткий нос, убеждает нас в этом. О том, насколько важен для нас запах партнера, свидетельствует огромный размах парфюмерной промышленности.

Там используются почти исключительно запахи цветов и различных композиций из них, ибо они уводят наш разум в древнюю область подсознательного.

Внезапно охватывающее нас весеннее настроение и чувство райского блаженства подтверждают, что неслучайно большое место во многих культурах уделено садам.

По отношению к противоположному полу мы охотно имитируем такие старинные запахи. Естественный для каждого человека запах тела редко считается привлекательным. Он слишком прост для нас. И тут активно вмешивается производитель духов и предлагает нам новые ароматы, раз уж наш собственный ухудшился настолько, что стал малоприятным, а порой и просто невыносимым.

Нам становится трудно себя выносить, и это способствует развитию производства все более «искусственных» заменителей запаха. А между тем индустрия идет дальше и уже обращается не только к женщинам с их особенно тонким обонянием, но также и к сильному полу. Мужчина убежден, что выбранный им одеколон непременно подчеркнет неповторимость его личности.

Забавно, что речь при этом идет о товарах массового потребления, которые с помощью броских названий и высоких цен лишь пытаются имитировать индивидуальность и исключительность.

При этом мы не замечаем, как мало самобытного осталось в нас самих… Духи с превосходным ароматом, конечно, могут сделать человека еще дороже, если они служат не только для уничтожения запаха пота, а для усиления запаха самого человека.

У нас имеются потовые железы в области скрытого волосяного покрова под мышками и на лобке. Есть много причин тому, что мы перестали ценить свою марку, свой собственный запах. Одна из них заключается в том, что мы в самом деле перестали приятно пахнуть.

В Индии принято считать, что тело только тогда является чистым и непорочным, если оно пахнет только что съеденными фруктами. Приятный запах младенца напоминает нам об этом близком к непорочности состоянии. В отличие от детей мы окончательно утратили райскую невинность.

Индийцы описывают первых белых переселенцев как бледнолицые привидения, у которых изо рта дурно пахнет. Наш образ жизни и, в первую очередь, пища, плохо влияли на наши испарения. И мы по-разному реагировали на это. Всевозможными дезодорантами и туалетной водой мы при каждом удобном случае перебиваем свой неприятный запах.

Чистка изнутри крайне утомительна. Но тот, кто рискнет пойти на это, хотя бы с помощью лечения голоданием*, убедится на собственном опыте, какой ассортимент отходов выталкивается из глубин организма.

Другой причиной является то, что, живя в мегаполисах, мы сталкиваемся с потоком сильных и неестественных запахов, которые ослабляют нашу чувствительность, как, впрочем, и любую другую деятельность. В конце концов, нашей индивидуальностью больше не пахнет, потому что мы превратились в толпу.

Бабочки находят партнеров исключительно по запаху, и для нас запах в этом отношении играет решающую роль. Как показывают наблюдения, эротические запахи производят более сильное впечатление, чем внешность. Сила влечения влюбленных, заразительность любви в полной мере находят здесь свое выражение. Выделение этого запаха подобно излучению.

Мы могли бы использовать свое обоняние с гораздо большей пользой, если бы серьезнее к нему относились и не подавляли бы его всеми возможными способами. Пахнем мы плохо, дела у нас идут неважно, а другие от нас воротят нос. Когда мы говорим о ком-то, что не выносим его на дух, мы хотим выразить этим крайнюю степень нашей неприязни к человеку.

Если пот имеет неприятный запах, значит, организм пытается избавиться от вредных веществ. В старину врачи при определении диагноза болезни очень полагались на свое обоняние. Интенси¬ный запах имеют не только различные выделения человека, но и он сам.

Нос может не только навести человека на правильный след, но порой и указать ему правильный путь.

Тот факт, что мы в первую очередь полагаемся на свое поверхностное восприятие, говорит о том, насколько поверхностными стали мы сами. Обоняние постепенно утрачивается, однако возрастает потребность в истинном восприятии.

Принцип «ключ-замок» – очень древний и более надежный способ, чем сложная электромагнитная система зрения. В народе говорят, что человека не поймешь, пока не «унюхаешь» в нем хоть чего-нибудь хорошего.

К тому, что скрыто в человеке, можно подобрать ключик.

На первый взгляд кажется, что ослабление способности к обонянию не вызовет никаких проблем, хотя несколько тысяч лет назад эта способность была для наших предков жизненно необходимой.

Однако неосознанная власть обоняния доказывает, как глубоко мы вросли корнями в прошлое.

Гиперосмия, болезненное обострение обоняния, которое может возникнуть как симптом, предшествующий припадку эпилепсии, при истерии или во время беременности, уводит нас в далекое прошлое, когда нос умел чувствовать приближение опасности.

Если бы мы в своих оценках больше полагались на обоняние, для нас открылся бы мир, отличный от того, который мы видим сегодня и который «дурно пахнет».

Воздух, которым мы дышим, угрожает не только нашему обонянию, но и органам дыхания в целом. Нос призван предварительно очищать воздух, улавливая в свои сети, сплетенные из тоненьких волосков, частички пыли и грязи.

Затем вдыхаемый воздух обязательно подогревается, попадая в разветвленную систему придаточных пазух носа.

Шум в ушах – предыдущая | следующая – Головокружение

Рудигер Дальке. Болезнь как язык души.

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/obonyanie/

Доктор Боткин
Добавить комментарий